ВАШИНГТОН (AP) — Когда-то будущее IronNet было ослепительным.
Основанная бывшим директором Агентства национальной безопасности и состоящая из элитных членов разведывательного истеблишмента США, IronNet обещала, что произведет революцию в способах борьбы правительств и корпораций с кибератаки.
Его идея — объединение мастерства бывших правительственных хакеров с передовым программным обеспечением — изначально имела успех. Вскоре после выхода на биржу в 2021 году стоимость компании взлетела до отметки в 3 миллиарда долларов.
Однако IronNet, столь же яркая, как и начиналась, сгорела.
В сентябре прошлого года эта никогда не приносившая прибыли компания объявила о закрытии и увольнении своих сотрудников после того, как у нее закончились деньги, что стало еще одним примером технологической фирмы, которая пошла на спад, не выполнив чрезмерно разрекламированных обещаний.
Крах фирмы оставил после себя шлейф из озлобленных инвесторов и бывших сотрудников, которые по-прежнему злятся на компанию и считают, что она ввела их в заблуждение относительно своего финансового состояния.
Взлет и падение IronNet также поднимают вопросы о суждениях ее авторитетных лидеров, кто есть кто в учреждении национальной безопасности. Эксперты по национальной безопасности, бывшие сотрудники и аналитики сообщили Associated Press, что фирма рухнула, отчасти, потому что она занималась сомнительными деловыми практиками, производила некачественные продукты и услуги и вступала в связи, которые могли сделать фирму уязвимой для вмешательства Кремля.
«Мне честно стыдно, что я когда-либо был руководителем в этой компании», — сказал Марк Берли, бывший вице-президент IronNet. Он сказал, что высшие руководители компании культивировали культуру обмана «точно так же, как Theranos», некогда широко разрекламированная фирма по анализу крови, которая стала символом корпоративного мошенничества.
Крах IronNet считается одним из самых громких провалов в истории кибербезопасности, сказал Ричард Стиннон, давний аналитик отрасли. По его словам, главная причина ее падения: «высокомерие».
«Компания получила то, что заслуживала», — сказал Стиннон.
IronNet и бывшие руководители компании либо отказались от комментариев, либо не ответили на запросы о комментариях.
Генерал
Основатель и бывший генеральный директор IronNet Кит Александер — выпускник Вест-Пойнта, вышедший на пенсию в звании четырехзвездного генерала армии и когда-то являвшийся одной из самых влиятельных фигур в разведке США. Он курировал беспрецедентное расширение цифрового шпионажа АНБ по всему миру, когда он возглавлял крупнейшее разведывательное агентство США в течение почти десятилетия.
Александер, ушедший из правительства в 2014 году, остается видным голосом в вопросах кибербезопасности и разведки и входит в совет директоров технологического гиганта Amazon. Александр не ответил на запросы о комментариях.
В совет директоров IronNet вошли Майк Макконнелл, бывший директор АНБ и национальной разведки; Джек Кин, отставной четырехзвездный генерал и заместитель начальника штаба армии, и Майк Роджерс, бывший председатель Комитета по разведке Палаты представителей от республиканской партии, баллотирующийся в Сенат США в Мичигане. Одним из первых президентов и соучредителей IronNet был Мэтт Олсен, который покинул компанию в 2018 году и возглавляет Отдел национальной безопасности Министерства юстиции.
Репутация Александра и звездный состав компании обеспечили IronNet преимущество на конкурентном рынке, когда она стремилась заключать контракты в финансовом и энергетическом секторах, а также с правительством США и другими странами Азии и Ближнего Востока.
IronNet позиционировала себя как своего рода частную версию АНБ. Компания утверждала, что, сканируя сети нескольких клиентов, передовое программное обеспечение IronNet и квалифицированный персонал могли обнаруживать сигналы и шаблоны сложных хакеров, которые одна компания не могла бы обнаружить в одиночку. Компания окрестила этот подход «Платформой коллективной обороны».
Южноафриканские
Фирмы венчурного капитала стремились инвестировать. Среди самых крупных ранних сторонников IronNet была C5 Capital, инвестиционная фирма, основанная и управляемая Андре Пиенааром, южноафриканцем, который провел годы, обслуживая потребности сверхбогатых людей, одновременно развивая деловые отношения с бывшими высокопоставленными должностными лицами национальной безопасности.
Операционные партнеры C5 — по сути, эксперты-консультанты — включают бывшего председателя Объединенного комитета начальников штабов США Майка Маллена и сэра Иэна Лоббана, который раньше возглавлял британское агентство радиотехнической разведки, эквивалентное АНБ. Бывшие операционные партнеры C5 включают национального директора по кибербезопасности Гарри Кокера-младшего и Рональда Молтри, который ушел в отставку в начале этого года с поста заместителя министра обороны по разведке и безопасности.
До того, как заняться венчурным капиталом, Пиенаар был частным детективом и основал фирму G3 Good Governance Group, среди клиентов которой были ведущие компании, состоятельные люди и британская королевская семья. По словам Уильяма Лофгрена, бывшего сотрудника ЦРУ и соучредителя G3, Пиенаар в то время также помогал российскому олигарху Виктору Вексельбергу укрепить отношения с богатыми и знаменитыми людьми Лондона.
«Эти отношения были устойчивыми и частыми, потому что и Андре, и Вексельберг видели в них пользу», — сказал Лофгрен.
Пиенаар также помог Вексельбергу выиграть долю в южноафриканском марганцевом руднике в 2005 году, а затем позже был одним из представителей олигарха в совете директоров рудника до начала 2018 года, как показывают внутренние записи G3 и южноафриканские деловые записи.
Вексельберг дважды подвергался санкциям со стороны правительства США: первый раз в апреле 2018 года и второй раз в марте 2022 года. Министерство финансов США обвинило его в участии в «деятельности по мягкой силе от имени Кремля».
В 2014 году ФБР публично предупредило в своей статье, что фонд, возглавляемый Вексельбергом, может быть «средством для российского правительства получить доступ к конфиденциальным или секретным исследованиям нашей страны».
Длительная связь Пиенаара с Вексельбергом должна была лишить его права инвестировать в IronNet, которая стремилась получить крайне конфиденциальные оборонные контракты США, заявили бывшие сотрудники разведки.
Руководители компании «абсолютно должны были знать лучше», сказал Боб Бэр, бывший сотрудник ЦРУ офицер.стр><стр>Он добавил, что российские разведывательные службы могли быть сильно заинтересованы в такой компании, как IronNet, и имеют опыт использования олигархов, таких как Вексельберг, для выполнения своих поручений, как напрямую, так и через вольных или невольных доверенных лиц.
Pienaar также спонсировал шикарный русский музыкальный фестиваль, который Вексельберг и его близкий соратник Владимир Кузнецов организовали в Швейцарии. Кузнецов, который был ключевым инвестиционным консультантом Вексельберга, также был инвестором в инвестиционной фирме Пиенаара.
Александр и другие в IronNet либо не знали подробностей отношений Пиенаара с Вексельбергом, либо не считали их тревожными: Через месяц после того, как Вексельберг был впервые подвергнут санкциям в 2018 году, Пиенаар вошел в совет директоров IronNet, и C5 объявила, что вкладывает инвестиции в размере 35 миллионов долларов.
К тому времени, как IronNet станет публичной, инвестиции C5 вырастут до 60 миллионов долларов, что даст инвестиционной фирме около 7% акций компании.
Вексельберг не ответил на просьбы прокомментировать ситуацию. Кузнецов сообщил AP, что прекратил общение с Пиенааром около пяти лет назад, но не сказал, почему.
«Я не буду это комментировать», — сказал Кузнецов.
Адвокаты Пиенаара заявили, что у него никогда не было отношений с Вексельбергом. Юристы заявили, что документы шахты в регулирующее агентство правительства ЮАР, в которых Пиенаар указан как директор, были неверными и должны «рассматриваться как подозрительные», поскольку в новостных сообщениях указывалось, что агентство было взломано.
В прошлом году Пиенаар подал иск о клевете против репортера Associated Press, который пытался взять интервью у бывших партнеров Пиенаара. AP заявило, что иск, который все еще находится на рассмотрении, беспочвен и представляет собой попытку воспрепятствовать законному освещению событий.
Падение
Вскоре после того, как Александр позвонил в колокол, открывающий торги на Нью-Йоркской фондовой бирже в сентябре 2021 года, цена акций IronNet резко выросла, сделав ее основателей и первых инвесторов на бумаге чрезвычайно богатыми.
Высшим должностным лицам было запрещено продавать свои акции в течение нескольких месяцев, но Александру разрешили продать небольшое количество своих акций. Он заработал около 5 миллионов долларов на ранних продажах акций и купил особняк во Флориде стоимостью в ту же сумму.
Согласно конфиденциальным документам совета директоров, полученным AP, IronNet прогнозировала экспоненциальный рост, который требовал от компании заключения нескольких крупных контрактов.
Среди этих предполагаемых сделок была сделка стоимостью до 10 миллионов долларов на обеспечение кибербезопасности для подрядчиков ВМС США и сделка на сумму более 22 миллионов долларов с правительством Кувейта.
Обещания IronNet не заставили себя долго ждать, когда компания не смогла заключить крупные сделки и оправдать прогнозы по доходам. По словам бывших сотрудников, экспертов и аналитиков, ее продукция просто не оправдала шумихи.
Стиеннон, эксперт по инвестициям в кибербезопасность, сказал, что идеи IronNet о сборе данных об угрозах от нескольких клиентов не были уникальными, и самой большой привлекательной чертой компании была «аура» Александра как бывшего директора АНБ.
AP опросило нескольких бывших сотрудников IronNet, которые сказали, что компания нанимала высококвалифицированных специалистов для разработки многообещающих продуктов, но руководители не вкладывали время или ресурсы в полную разработку технологии.
По словам бывшего члена Киберкомандования США, который присутствовал на встрече, но не был уполномочен публично обсуждать процедуры государственных закупок, когда IronNet попыталась заключить контракты с АНБ, чиновники отклонили предложения компании как несерьёзные.
Неспособность получить крупные контракты быстро сорвала планы роста IronNet. В декабре 2021 года, всего через несколько месяцев после выхода на биржу, IronNet понизила прогнозы своего годового регулярного дохода на 60%.
Еще один признак того, что дела идут неважно: IronNet и C5 занимались сомнительной деловой практикой, явно пытаясь увеличить доходы фирмы по кибербезопасности, согласно записям C5 и интервью с бывшими сотрудниками обеих фирм.
Помимо того, что C5 была крупным инвестором, она также была одним из крупнейших клиентов IronNet, на долю которого приходилась значительная часть доходов фирмы по кибербезопасности, когда она вышла на биржу.
C5 подписала два многолетних клиентских контракта с IronNet на сумму $5,2 млн, согласно внутренним записям C5.
Контракты такого размера были типичны для крупных клиентов с тысячами сотрудников, а не для небольшой инвестиционной фирмы, такой как C5, у которой было несколько десятков сотрудников и партнеров, заявили бывшие сотрудники IronNet.
«Это завышенная цифра», — сказал Эдди Поттер, бывший топ-менеджер по продажам в IronNet, когда AP сообщил ему о размере контрактов C5 с IronNet. Он добавил, что «никакого способа» для C5 не требовались услуги «на сумму $5 млн».
Действительно, одна внутренняя запись C5, полученная AP, показывает, что она заложила в бюджет всего около $50 000 в год на услуги IronNet.
Адвокаты Пиенаара заявили, что контракты C5 с IronNet должны были помочь защитить больницы и другие организации правительства Великобритании от «эскалации кибератак во время пандемии COVID-19». Его адвокаты заявили, что работа координировалась через благотворительную организацию, созданную Пиенааром и C5 в 2020 году.
Документы Комиссии по ценным бумагам и биржам и записи C5 показывают, что контракты C5 с IronNet были подписаны летом и осенью 2019 года — за несколько месяцев до начала пандемии коронавируса. Адвокаты Пиенаара заявили, что Александр и Пиенаар были «проинформированы о шокирующих масштабах враждебных кибератак на больницы со стороны национальных государств» в 2019 году, что создало «фундамент» для работы IronNet с C5.
Благотворительная организация Пиенаара никогда не регистрировалась в IRS, как утверждала одна из компаний Пиенаара в деловых документах Великобритании, а бывшие должностные лица C5 и IronNet заявили, что не видели, чтобы она выполняла какую-либо существенную работу.
«Это был маркетинг, пустая чушь», — сказал Роб Мэтисон, бывший вице-президент IronNet.
Адвокаты Пиенаара заявили, что его благотворительная организация добилась успеха, но у нее «не хватило времени» на регистрацию в IRS.
После сообщения о миллионах доходов от C5 с 2020 по 2023 год IronNet списала 1,3 миллиона долларов с C5, что, по словам фирмы по кибербезопасности, было «плохим долгом», свидетельствуют документы IronNet в SEC. Адвокаты Пиенаара заявили, что списание представляет собой снижение стоимости предоставления услуг его благотворительной организации, и отрицают, что C5 не выполнила свои финансовые обязательства перед IronNet.
IronNet была не единственной, у кого возникли проблемы с получением денег от Пиенаара и его фирм.
Группа монахинь подала в суд на C5 в 2022 году, как показывают судебные записи, утверждая, что компания не вернула их инвестиции в размере 2,5 млн долларов в технологический инкубатор, который Пиенаар продвигал как способ стимулирования социально сознательных стартапов. Согласно записям, C5 согласилась вернуть инвестиции монахинь, а также гонорары адвокатов и расходы, чтобы урегулировать судебный процесс. Финансовый консультант монахинь Кэролин ЛаРокко сообщила AP, что Пиенаар использовала инвестиции монахинь для оплаты расходов, которые, по ее мнению, были необоснованными.
Аффилированная организация Института мира США, некоммерческой организации, учрежденной Конгрессом, подала в суд на Пиенаара в 2020 году после того, как он не выплатил обещанное личное пожертвование в размере 1,5 млн долларов, как показывают записи федерального суда. Затем филиал некоммерческой организации снова подал на Пиенаара в суд после того, как он не внес платежи вовремя в рамках урегулирования. Пиенаар использовал $500 000 со счета в банке C5, чтобы выполнить предписанный судом срок оплаты, свидетельствуют судебные записи. Сотрудники C5 были обеспокоены тем, что Пиенаар использовал средства фирмы для покрытия своего личного долга, согласно записям C5.
В прошлом году на контролируемые Пиенааром организации подали в суд бывший топ-менеджер ЦРУ, который утверждал, что C5 задолжала ему зарплату, и вашингтонский арендодатель, который обвинил фирмы Пиенаара в неуплате более 140 000 долларов за аренду и сопутствующие расходы. Иски были отклонены вскоре после подачи, что указывает на то, что стороны, вероятно, пришли к соглашению, свидетельствуют судебные записи. Недавно в иске, поданном финансовой фирмой, утверждается, что C5 должна ей более 1 миллиона долларов неоплаченных долгов.
Крах
После резкого снижения прогнозов доходов в декабре 2021 года Александр попытался продемонстрировать уверенность и сказал, что IronNet все еще на пути к росту доходов.
Это не сработало. Акции IronNet подверглись продолжительному падению, и компания пережила несколько раундов увольнений.стр><стр>В апреле 2022 года компания столкнулась с коллективным иском от инвесторов, которые утверждали, что IronNet мошенническим путем завысила прогнозы доходов, чтобы поднять цену своих акций.стр><стр>Компания отрицает какие-либо правонарушения, но недавно согласилась выплатить 6,6 млн долларов для урегулирования иска, согласно предложенному соглашению, поданному в федеральный суд. Александр рассказал Bloomberg News в январе этого года, что проблемы IronNet отчасти возникли из-за его наивности в отношении того, как работает деловой мир.
C5 начал давать IronNet взаймы, чтобы удержать ее на плаву, начиная с конца 2022 года, в то время как Пиенаар продолжал пытаться продвигать бренд компании.
В сентябре прошлого года IronNet объявила, что у нее закончились деньги, и она закрывается.
Вскоре после этого контролируемая Пиенааром структура вмешалась с кредитами на 10 миллионов долларов, чтобы позволить компании реструктурироваться через банкротство.
Резко сокращенная версия IronNet во главе с союзниками Пиенаара стала частной в феврале и объявила, что Александр ушел с поста председателя board.
Pienaar сохраняет оптимистичный настрой в отношении компании, которая, по его словам, продолжает успешно защищать клиентов в США и Европе от киберугроз. Более недавние действия IronNet включают поиск партнерства с правительством Украины.
«Любое обвинение в том, что IronNet была чем-то иным, чем успешной, категорически ложно», — заявили его адвокаты агентству AP.
Многие инвесторы и бывшие сотрудники C5 озадачены продолжающимися крупными ставками Пиенаара на IronNet после того, как рынок ее решительно отверг.
Во время процедуры банкротства в начале этого года инвестиционный банк обратился к 114 потенциальным покупателям IronNet, как показывают записи федерального суда. Никто из них не сделал предложения.