The hiring rate trending lower could be a sign of problems to come

Фондовый рынок поднялся до исторических максимумов, с S&P 500 установил в понедельник максимум закрытия 5762,48. За неделю S&P вырос на 0,2% и закрылся на отметке 5751,07. Индекс вырос на 20,6% с начала года и на 60,4% с момента закрытия 12 октября 2022 г. минимум закрытия 3577,03.

В пятницу мы узнали, что экономика США создала в сентябре здоровые 254 000 чистых новых рабочих мест. Хотя число подтверждает, что рынок труда не разваливается, темпы создания чистых рабочих мест замедлились по сравнению с уровнями, наблюдавшимися ранее в этом экономическом цикле.

Одним из показателей рынка труда, который в последнее время привлекает все больше внимания, является уровень найма. Помимо измерения числа нанятых на вновь созданные рабочие места, этот показатель также охватывает тех, кто нанят на существующие рабочие места, освобожденные уволившимися, уволенными работниками и другими. Он имеет тенденцию к снижению, и это может быть признаком будущих проблем.

Согласно отчету «Обследование вакансий и текучести кадров» (JOLTS), в августе работодатели наняли 5,32 млн работников. Хотя число нанятых сотрудников значительно превышает 1,61 млн человек, уволенных за этот период, уровень найма — число нанятых сотрудников в процентах от общей численности занятых — упал до 3,1%, что соответствует самому низкому уровню текущего экономического цикла.

Как мы уже некоторое время обсуждаем, уровень увольнений остается низким, составляя около 1%, что ниже допандемического уровня. Это хорошо.

Но с угасанием попутного ветра на рынке труда нам следует быть по крайней мере немного осторожнее, почивая на лаврах низкого уровня увольнений в экономике.

«Уровень найма меняется ДО увольнений», — объяснил Нил Датта из Renaissance Macro в исследовательской записке во вторник.

Когда вы думаете о том, как работают хорошо управляемые компании, это имеет смысл.

Когда экономические приливы начинают спадать, компании обычно не переходят от найма людей в один месяц к немедленной отправке работников в бюро по безработице в следующем месяце.

Если только вы не сталкиваетесь с серьезным бизнес или экономическая катастрофа, вы, вероятно, не хотите брать топор в руки для сокращения численности персонала. Потому что что, если деловая активность быстро меняется и вам нужны эти работники?

Для начала компании могут сократить или заморозить найм, что означает не заполнять новые вакансии или заполнять вакансии, освобожденные бывшими сотрудниками. Это относительно простой способ сдержать расходы.

Если проблемы сохранятся, то увольнения могут стать следующим вариантом.

Стоит отметить, что для роста уровня безработицы не обязательно увеличивать количество увольнений. Подумайте об этом. Даже когда экономика процветает, многие люди увольняются каждый месяц — но многие быстро вернутся на работу, если активность найма будет высокой. Если такое же количество людей будет уволено в экономике с ослабленной активностью найма, то больше соискателей не смогут вернуться на работу, и безработица вырастет.

Опрос JOLTS, который предоставляет данные о вакансиях, найме, увольнениях и увольнениях, может быть полезен для прогнозирования того, что будет с основными экономическими показателями, такими как чистое создание рабочих мест, уровень безработицы и инфляция.

Например, когда уровень вакансий, размещаемых работодателями, высок и растет, можно ожидать, что занятость по заработной плате будет расти, а уровень безработицы снизится или останется низким. Повышенный уровень увольнений может быть отражением уверенности работников на рынке труда с все более конкурентоспособной заработной платой, что является признаком роста инфляции.

Сегодня, когда рынок труда остывает, а уровень увольнений все еще низкий, показателем JOLTS, за которым следует следить прямо сейчас, может быть падающий уровень найма.

Теперь вопрос в том, будет ли экономика, которой теперь помогает Федеральный резерв, развиваться таким образом, чтобы помочь стабилизировать или улучшить уровень найма. Пятничные новости о том, что США продолжают создавать рабочие места здоровыми темпами, обнадёживают.

И чтобы быть предельно ясным, большинство показателей указывают на сильную экономику, которая продолжает расти здоровыми темпами. Фактически, уровень найма сегодня выше, чем был в течение большей части экономического роста 2009-2020 годов. Наша сегодняшняя дискуссия не о том, чтобы бить тревогу. Однако мы всегда должны помнить о том, что экономические спады случаются. И эти спады часто сопровождаются ранними предупреждающими знаками.

Было несколько примечательных точек данных и макроэкономических событий прошлой недели, которые следует рассмотреть:

Рынок труда продолжает добавлять рабочие места. Согласно отчету BLS о ситуации в сфере занятости, опубликованному в пятницу, работодатели США добавили 254 000 рабочих мест в сентябре. Это был 45-й месяц подряд роста, что подтверждает экономику с растущим спросом на рабочую силу.

Общая занятость по заработной плате составляет рекордные 159,1 миллиона рабочих мест, что на 6,8 миллиона больше, чем до пандемии.

Уровень безработицы — то есть число работников, которые идентифицируют себя как безработные, в процентах от гражданской рабочей силы — снизился до 4,1% в течение месяца. Хотя он продолжает колебаться около 50-летних минимумов, показатель близок к самому высокому уровню с октября 2021 года.

Хотя основные показатели продолжают отражать рост рабочих мест и низкий уровень безработицы, рынок труда уже не так горяч, как раньше.

Рост заработной платы растет. Средний почасовой заработок вырос на 0,4% в месячном исчислении в сентябре, по сравнению с темпом в 0,5% в августе. В годовом исчислении этот показатель вырос на 4,0%.

Количество вакансий растет. Согласно исследованию BLS по вакансиям и текучести кадров, в августе у работодателей было 8,04 миллиона вакансий, что выше 7,71 миллиона в июле. Хотя это немного выше предпандемических уровней, это значительно ниже максимума марта 2022 года в 12,18 млн.

В течение этого периода было 7,12 млн безработных, что означает, что на одного безработного приходилось 1,13 вакансий. Этот показатель, который когда-то был признаком избыточного спроса на рабочую силу, теперь ниже предпандемических уровней.

Увольнения остаются подавленными. Работодатели уволили 1,61 миллиона человек в августе. Хотя это и сложно для всех пострадавших, эта цифра составляет всего 1,0% от общей занятости. Этот показатель продолжает оставаться близким к допандемийному минимуму.

Активность найма, хотя и снижается, по-прежнему намного превышает активность увольнений. В течение месяца работодатели наняли 5,32 миллиона человек, что меньше 5,42 миллиона в июле.

Люди увольняются меньше. В августе 3,08 миллиона работников уволились. Это составляет 1,9% рабочей силы. Он продолжает двигаться ниже предпандемической тенденции.

Низкий уровень увольнений может означать несколько вещей: больше людей довольны своей работой; у работников меньше возможностей для трудоустройства вне компании; рост заработной платы замедляется; производительность труда улучшится, поскольку все меньше людей переходят на новые незнакомые должности.

Сменщики работы по-прежнему получают более высокую оплату. По данным ADP, которая отслеживает частные фонды заработной платы и использует иную методологию, чем BLS, годовой рост заработной платы в сентябре для людей, сменивших работу, вырос на 6,6% по сравнению с прошлым годом. Для тех, кто остался на своей работе, рост заработной платы составил 4,7%.

Количество заявлений на пособие по безработице растет. Число первичных заявок на пособия по безработице выросло до 225 000 в течение недели, закончившейся 28 сентября, по сравнению с 219 000 неделей ранее. Этот показатель продолжает оставаться на уровнях, исторически связанных с экономическим ростом.

Данные о расходах по картам держатся. Из JPMorgan: «По состоянию на 25 сентября 2024 года наши данные о расходах по Chase Consumer Card (без корректировки) были на 0,6% выше, чем в тот же день в прошлом году. На основе данных Chase Consumer Card по состоянию на 25 сентября 2024 года наша оценка контрольного показателя переписи населения США за сентябрь для розничных продаж в м/м составляет 0,13%.«

Цены на бензин падают. Из AAA: «Несмотря на буквальные и переносные грозовые тучи здесь и за рубежом, средняя цена за галлон бензина по стране все равно упала на три цента с прошлой недели до 3,19 доллара. Разрушения, вызванные ураганом «Хелен», не оказали существенного влияния на поставки бензина, но они подорвали спрос в пострадавших районах, разрушив инфраструктуру и вызвав перебои с электроснабжением».

Ставки по ипотечным кредитам растут. Согласно Freddie Mac, средняя 30-летняя фиксированная ставка по ипотеке выросла до 6,12%, по сравнению с 6,08% на прошлой неделе. Из Freddie Mac: «Снижение ставок по ипотеке остановилось из-за сочетания эскалации геополитической напряженности и восстановления краткосрочных ставок, что указывает на то, что энтузиазм рынка по поводу снижения ставок был преждевременным. Если взглянуть на общую картину, то ставки по ипотеке снизились на полтора процентных пункта за последние 12 месяцев, рост цен на жилье замедляется, запасы увеличиваются, а доходы продолжают расти. В результате этого фон для покупателей жилья этой осенью улучшается и, как ожидается, сохранится до конца года.”

В США насчитывается 146 миллионов единиц жилья, из которых 86 миллионов занимают владельцы, а 39% не имеют ипотеки. Из тех, у кого есть ипотечный долг, почти все имеют ипотечные кредиты с фиксированной ставкой, и большинство этих ипотечных кредитов имеют ставки, которые были зафиксированы до того, как ставки выросли с минимумов 2021 года. Все это означает: большинство домовладельцев не особенно чувствительны к изменениям цен на жилье или ставок по ипотеке.

Расходы на строительство снижаются. Расходы на строительство снизились на 0,1% до годовой ставки в размере 2,13 триллиона долларов в августе.

Обзоры производственной сферы выглядят не очень хорошо. Из сентябрьского отчета S&P Global о деловой активности в производственном секторе США: «Сентябрьский обзор PMI приносит целый ряд разочаровывающих экономических показателей относительно здоровья экономики США. Заводы сообщили о крупнейшем ежемесячном падении производства за 15 месяцев в ответ на спад новых заказов, что, в свою очередь, привело к дальнейшему сокращению занятости и закупок ресурсов, поскольку производители сократили производственные мощности».

Аналогичным образом, индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности ISM за сентябрь сигнализировал о сокращении в отрасли.

Помните, что в периоды воспринимаемого стресса неточные данные опросов, как правило, более преувеличены, чем точные данные.

Обследования в сфере услуг выглядят великолепно. Из индекса деловой активности в сфере услуг S&P Global за сентябрь: «Предприятия сферы услуг США сообщили о сильном завершении третьего квартала, при этом объем производства продолжает расти одними из самых быстрых темпов за последние два с половиной года. После того, как ВВП вырос на 3,0% во втором квартале, в течение трех месяцев до сентября, вероятны такие же высокие показатели. Обнадеживающе, что приток новых клиентов в сферу услуг рос темпами, лишь немного отстающими от 27-месячного максимума августа. Участники опроса уже сообщили, что более низкие процентные ставки стимулировали спрос, особенно на финансовые услуги, которые, наряду со здравоохранением, остаются особенно сильным сектором».

Краткосрочные оценки роста ВВП остаются положительными. Модель GDPNow Федерального резервного банка Атланты предполагает рост реального ВВП на 2,5% в третьем квартале:

Мы продолжаем получать доказательства того, что переживаем оптимистичный сценарий мягкой посадки «Златовласки», при котором инфляция снижается до управляемого уровня без погружения экономики в рецессию.

Это происходит на фоне того, что Федеральная резервная система продолжает применять очень жесткую денежно-кредитную политику в своих постоянных усилиях по контролю инфляции. В последнее время, когда темпы инфляции значительно снизились по сравнению с максимумами 2022 года, ФРС заняла менее ястребиную позицию в последние месяцы — даже снизила процентные ставки.

Потребуется больше снижений ставок, прежде чем мы сможем охарактеризовать денежно-кредитную политику как свободную или даже нейтральную, что означает, что мы должны быть готовы к тому, что относительно жесткие финансовые условия (например, более высокие процентные ставки, более жесткие стандарты кредитования и более низкие оценки акций) сохранятся. Все это означает, что денежно-кредитная политика будет относительно недружелюбной к рынкам в настоящее время, и риск того, что экономика скатится в рецессию, будет относительно повышен.

В то же время мы также знаем, что акции являются дисконтными механизмами — это означает, что цены достигнут дна до того, как ФРС подаст сигнал о крупном голубином повороте в денежно-кредитной политике.

Кроме того, важно помнить, что, хотя риски рецессии могут быть повышены, потребители исходят из очень сильного финансового положения. Безработные получают работу, а те, у кого есть работа, получают повышения.

Точно так же финансы бизнеса здоровы, поскольку многие корпорации зафиксировали низкие процентные ставки по своим долгам в последние годы. Даже когда нависает угроза более высоких расходов на обслуживание долга, повышенная норма прибыли дает корпорациям возможность поглощать более высокие расходы.

На данном этапе любой спад вряд ли превратится в экономическую катастрофу, учитывая, что финансовое здоровье потребителей и предприятий остается очень сильным.

И, как всегда, долгосрочные инвесторы должны помнить, что рецессии и медвежьи рынки — это всего лишь часть сделки, когда вы выходите на фондовый рынок с целью получения долгосрочной прибыли. Хотя в последнее время рынки пережили несколько неровных лет, долгосрочные перспективы акций остаются позитивными.