HBO doc reveals Bitcoin creator is Peter Todd—that’s wrong but ‘Money Electric’ is still a good watch

Сатоши Накамото подарил миру биткоин в начале 2009 года. С тех пор его творение вызвало глобальное восстание против банков и правительств, а его стоимость взлетела до более чем 1 триллиона долларов — или столько же, сколько совокупная рыночная капитализация Tesla и JPMorgan. Сатоши также оставил нам загадку. Кто этот таинственный человек, который исчез в тумане интернета? И что стало с его огромным состоянием в биткоинах?

Поиски Сатоши продолжаются уже более десятилетия. Они привели к впечатляющим осечкам, включая печально известную заглавную статью Newsweek 2014 года, в которой утверждалось, что Сатоши прячется на виду в Лос-Анджелесе. Открытие было дико неверным —Newsweek вместо этого нашел сбитого с толку пожилого мужчину, чья фамилия была Накамото, — но этот эпизод стал еще одним фрагментом биткоин-фольклора. Он также послужил хрестоматийным примером опасностей предвзятости подтверждения.

Теперь идет Каллен Хобак, чей новый документальный фильм Money Electric: The Bitcoin Mysteryпретендует на то, чтобы разоблачить Сатоши Накамото раз и навсегда. Фильм дебютирует в 9 вечера по тихоокеанскому времени на канале HBO, который в 2021 году выпустил фильм Хобака Q: Into the Story, крупный план заговора Q-Anon, достоверно указывающий на людей, которые его организовали.

Хобак не испытывает недостатка в уверенности (трейлер к фильму Money Electric провозглашает, что «величайшая тайна Интернета» будет раскрыта), и, в целом, его документальный фильм хорош. Он избегает ловушек большинства других фильмов о криптовалюте. Money Electric — это не фанатский фильм фанаток, желающих продвинуть токен. Он также не принижает и не высмеивает криптоиндустрию, не пытаясь ее понять — распространенный подход среди так называемых искушенных критиков.

Вместо этого Хобак изображает группу давних сторонников биткоина такими, какими они видят себя: как распорядителей дара Сатоши, который дал планете форму денег, недоступную для навязчивых, расточительных правительств. С этой точки зрения злодеями являются генеральный директор JPMorgan Джейми Даймон — банкир, ненавидящий биткоин, который показан в начале и конце Money Electric — и Элизабет Уоррен, прогрессивный сенатор, которая объединилась с Уолл-стрит против криптовалют.

Между тем, центральными персонажами в Money Electric являются те, кто связан с Blockstream, компанией, которая способствует принятию биткоина отдельными лицами, компаниями и даже странами. В начале фильма мы знакомимся с Сэмсоном Моу, самопровозглашенным послом биткоина, который помогает убедить принца Сербии и президента Сальвадора принять эту валюту.

Также есть Адам Бэк, основатель Blockstream, который известен созданием Hash Cash, предшественника Bitcoin. Мы также встречаем таких деятелей, как Питер Тодд, приверженец Back и основной разработчик Bitcoin, а также Роджер «Биткойн Иисус» Вер, еще одну влиятельную раннюю криптодеятельницу, которая в настоящее время сталкивается с обвинениями в уклонении от уплаты налогов. Также есть камео от известных деятелей из мира бизнеса, включая Джека Дорси, соучредителя Twitter, который переименовал свою другую компанию из Square в Block в рамках своей преданности криптовалюте.

Интервью в документальном фильме с этим списком давних биткойнеров придают ему авторитет, как и его лаконичное изложение основных событий в эволюции криптовалюты. К ним относятся так называемые войны за размер блока вокруг архитектуры Bitcoin, рост Ethereum и альткоинов ("shitcoins"для недоброжелателей) и недавняя кампания правительства США по сдерживанию отрасли.

Раскрытие Сатоши'

Money Electricтакже выделяется среди других криптофильмов из-за своего внушительного производственного бюджета — Хобак снимает сцены на Мальте, в Канаде, Сальвадоре и во многих других местах — и потому, что режиссер ставит все свои фишки, утверждая, что идентифицирует Сатоши Накамото. К сожалению, его ставка почти наверняка неверна.

Попытки Хобака идентифицировать Сатоши начинаются в правильном направлении. Он определяет наиболее выдающихся деятелей в сети «шифропанков», которые разделяли страсть к конфиденциальности и криптографии и переписывались через ныне известный список адресов электронной почты с таким же названием. Именно этот список рассылки, а также онлайн-форум под названием BitcoinTalk, в дополнение к своему знаменитому white paper, Сатоши поделился своим видением Bitcoin.

В начале документального фильма Хобак показывает фотографии шифропанков, наиболее тесно связанных с биткоином, которые представляют собой наиболее вероятных кандидатов на роль Сатоши. Это Бэк, создатель Blockstream и Hash Cash, а также другие имена, знакомые давним биткоинерам: Хэл Финни, Ник Сабо и Вэй Дай.

Хобак делает краткую вялую попытку оценить, являются ли эти кандидаты Сатоши, а затем переходит к Крейгу Райту, австралийскому шарлатану, который появился на криптосцене в 2016 году с фальсифицированными доказательствами, утверждая, что он изобрел биткоин. К счастью, режиссер не попался на удочку и переходит к другим кандидатам. По мере развития Money Electric внимание сначала сосредотачивается на Бэке как потенциальном Сатоши, а затем на протеже и друге Бэка Blockstream, Питере Тодде.

Тодд намного моложе других фигур, давно определенных как вероятные кандидаты, и ему было 19 или 20 лет на момент публикации Сатоши Накамото белой книги биткоина. Чтобы доказать, что Тодд — это Сатоши, Хобак использует свою переписку по электронной почте 2013 года с неизвестным лицом по имени Джон Диллон о техническом обновлении биткоина.

Эти электронные письма были слиты в сеть в 2016 году и вызвали небольшой переполох в криптокругах, поскольку выяснилось, что Диллон был агентом разведки США, платившим Тодду в рамках заговора по проникновению в биткоин. Однако Хобак в фильме приводит правдоподобные доводы о том, что Тодд и Диллон были одним и тем же человеком, и что Тодд организовал всю эту полемику, чтобы добиться обновления.

Хобак рассматривает это как момент Эврики и, исходя из этого, использует опубликованный обмен мнениями между Сатоши и Тоддом — тот, где Тодд, по-видимому, поправляет изобретателя биткойна — как доказательство того, что последний должен быть Сатоши. Другими словами, Тодд снова использовал свой трюк с ответом на свои собственные псевдонимные сообщения. Чтобы подкрепить дело, Хобак отмечает, что последнее сообщение Сатоши появилось через три дня после обмена, и что записи Тодда, канадца, включали написание в британском стиле — такие как colour и cheque — которые также встречаются в текстах изобретателя биткойна.

В кульминации фильма Хобак берет интервью у Бэка и Тодда в разрушенном замке в Чешской Республике (почему они там оказались, неясно) и напрямую излагает им свою теорию. Тодд никогда открыто не отрицает, что он Сатоши, а вместо этого уклоняется от прямого ответа и, по-видимому, занимается мягким троллингом создателя фильма.

Кто такой Сатоши?

Исходя из всего этого, Хобак и HBO расхваливали Money Electric как блокбастер, который после всех этих лет разоблачает Сатоши. Упс. Вместо этого им следовало бы вспомнить урок Newsweek и опасности предвзятости подтверждения — слишком распространенную практику интерпретации новой информации для подтверждения существующих убеждений и отрицания того, что им противоречит.

На данный момент нет неопровержимых доказательств того, что Питер Тодд — это неСатоши (хотя один из них может появиться достаточно скоро). Но примечательно, что имя Тодда никогда не всплывало среди криптоинсайдеров в качестве вероятного кандидата, и маловероятно, что Хобак, новичок на сцене, так удачно наткнулся на изобретателя Биткоина. Также маловероятно, что кто-то, едва окончивший среднюю школу и еще не выпустивший ни одной значимой публикации, мог бы написать такой сложный документ, как белую книгу Биткоина, и обладать изощренностью, чтобы реализовать то, что в нем изложено. Наконец, напрягает воображение, думая, что Сатоши, который яростно избегал публичности, решил бы принять участие в фильме HBO, исследующем, кто создал Биткоин. Когда Тодд говорит Хобаку в фильме, что «мы все Сатоши», режиссеру следовало бы просто распознать в этом знакомый рефрен приверженцев биткоина и оставить его там.

Однако самая большая ошибка Хобака заключается не столько в его решении сосредоточиться на Тодде, сколько в игнорировании гораздо более убедительной теории о личности Сатоши — той, которая также согласуется с Бритвой Оккама, теоремой о том, что самое простое объяснение, как правило, является правильным.

Фильм начался на правильном пути, выделив оригинальных шифропанков, и именно там поиск Сатоши должен был остановиться — и в частности на человеке по имени Ник Сабо, которого Хобак представляет как потенциального подозреваемого, но затем отметает без веской причины. Он игнорирует не только давние шепотки в сообществе биткоинов, но и стопку убедительных доказательств.

Эти доказательства включают работу Натаниэля Поппера, бывшего New York Times журналиста и автора книги «Цифровое золото», подробного взгляда на раннюю сцену биткоинов, написанного гораздо ближе к истории происхождения криптовалюты. Отчеты Поппера, включая эту статью 2015 года, явно указывают в сторону Сабо и дополняются академическим исследованием, в котором был проведен регрессионный анализ, сравнивающий тексты Сатоши и потенциальных изобретателей биткоина. Исследование обнаружило странное совпадение между Сатоши и Сабо, который также использует британское написание. Если вы предпочитаете косвенные доказательства, есть также тот факт, что инициалы Ника Сабо NS являются инверсией SN.

Хотя большое открытие Хобака в конечном итоге оказалось осечкой, Money Electric все равно заслуживает внимания. Режиссер проделывает замечательную работу, рассказывая историю криптовалюты — феномена, который существует почти полностью в сети — с изысканностью и страстью, при этом умело используя ровно столько графики, чтобы передать временные рамки и технические детали.

Для новичков в криптовалюте Money Electric предлагает захватывающую историю, которая объясняет Bitcoin справедливым и точным образом. Для давних поклонников криптовалюты документальный фильм предоставляет множество знакомых лиц и сочувственный взгляд на их культуру — а также предлагает еще один фрагмент знаний, который станет предметом мемов на долгие годы.

Эта история изначально была представлена ​​на Fortune.com