Доминирующей моделью распределения токенов в криптопространстве в наши дни является так называемый запуск «low-float, high FDV». В этой модели проекты запускаются с низкой долей от общего предложения в обращении, где большая часть предложения заблокирована, обычно разблокируясь постепенно через год. Этот низкий оборот часто сочетается с высокой полностью разбавленной оценкой и, возможно, даже специально разработан для ее поощрения. Согласно исследованию CoinGecko, сегодня почти четверть ведущих токенов отрасли имеют низкий оборот. Известные недавние запуски, которые использовали эту модель, включают Starknet, Aptos, Arbitrum, Optimism, Celestia и Worldcoin (где поразительные 95,7% предложения остаются заблокированными на момент написания этой статьи).
Эта модель в корне сломана. Ограничение движения токенов искажает рыночный сигнал и вводит в заблуждение как фактических, так и потенциальных участников сети, которые полагаются на этот сигнал для принятия решений. «Низкий оборот, высокий FDV» приводит к миру, где большая часть потенциала роста новых запусков захватывается частными инвесторами, а публичным рынкам вообще мало что доступно. В конечном итоге, эта схема запуска токенов раздувает краткосрочные показатели за счет долгосрочной устойчивости и общественного доверия.
Ошибочность крипто-вестинга
То, что мы называем «вестингом» в криптографии, имеет мало общего с фактической функциональностью механизмов вестинга в традиционном финансовом мире, где вестинг используется для выравнивания стимулов и обеспечения выполнения обязательств заинтересованных сторон. В частности, вестинг в традиционных корпорациях (например, RSU) сопровождается определенными ожиданиями производительности и возможностью отзыва дальнейшей доли собственности, если эти ожидания не будут выполнены. Блокировки вестинга в криптосетях не имеют такого механизма — скорее, токены просто блокируются на фиксированный период времени и разблокируются после.
Такого рода блокировки, которые вообще не заслуживают названия «вестинг», обычно искажают рыночный сигнал, создавая ложное впечатление о гораздо более высоком спросе, чем он есть на самом деле. Если мы понимаем ценовые сигналы как точку клиринга между спросом и предложением на актив, ценность этих сигналов для рынка зависит от того, свободны ли стороны спроса и предложения выражать свои предпочтения (например, продавать, если они хотят продать, и покупать, если они хотят купить). Блокировки не позволяют одной стороне рынка выражать свои предпочтения и, таким образом, ухудшают качество сигнала. Это может обеспечить некоторое временное преимущество в рейтинге рыночной капитализации или других показателях, но ухудшает общее качество рынка, поскольку ценовые сигналы несут меньше информации.
Хуже того, на практике эти блокировки просто обманывают публику. Держатели токенов, которые присоединяются к проекту после запуска, оказываются в невыгодном положении из-за постепенной разблокировки, которая предоставляет им неточный ценовой сигнал, не отражающий фактические рыночные настроения. Искушенные держатели заблокированных токенов с доступом к закрытым рынкам и информации имеют несправедливое преимущество и часто продают заблокированные токены вне рынка в любом случае. Чтобы получить представление об истинном рыночном сигнале, вам нужно проанализировать, кто именно может хотеть продать, но не может, и спекулировать на том, какие сделки происходят в закулисье. Этот анализ слишком сложен и требует много времени для большинства участников публичного рынка.
Неизбежность давления рынка
Блокировки не мешают людям продавать, они просто откладывают неизбежное. Сроки наделения правами в конечном итоге истекают, и те, кто хочет продать, в конечном итоге делают это, оказывая постоянное давление на рынок и часто приводя к искусственному «медленному кровотечению» рыночной капитализации. Лично я бы не решился держать актив или участвовать в сети, где многие держатели этого актива могут захотеть выйти, но не могут. Это также проблема для таких участников, как валидаторы, которым требуются точные ценовые сигналы для устойчивого прогнозирования доходов и операционных расходов.
Если одной из целей криптопространства является производство значимых продуктов, которые обеспечивают реальную долгосрочную ценность, то практики, направленные на искусственное завышение краткосрочных показателей, не помогут нам в этом. Чтобы точно оценить потенциал любого конкретного проекта, вам нужна возможность оценить, действительно ли люди привержены этому проекту. Вы не сможете этого сделать, если не знаете, держат ли люди токены, потому что они действительно верят в проект или потому что им запрещено продавать.
Критика ортодоксальности FDV с низким оборотом сопровождалась призывами к новому, «справедливому запуску‘ подходы к распределению токенов. Однако многие из этих предложений просто призывают к более высокому проценту оборотного предложения при запуске и не ставят под сомнение законность «вестинговых» блокировок per se.
Этого недостаточно. Любая форма искусственной манипуляции рыночными сигналами по-прежнему является искусственной манипуляцией рыночными сигналами. Нам нужно сломать окно Овертона вестинга криптовалют с помощью различных новых экспериментов.
Запуск свободного рынка
Этот подход, который мы называем «запуском на свободном рынке», имеет большое преимущество, поскольку он позволяет каждому свободно выражать свои предпочтения. Если вы хотите продать, вы можете продать. Если вы хотите купить, вы можете купить. Лучше всего то, что вы сможете сделать это с уверенностью, что ценовой сигнал имеет смысл, потому что каждый может выразить свои предпочтения здесь и сейчас, прозрачно и в режиме реального времени.
Долгосрочные выгоды от создания устойчивого сообщества заинтересованных сторон, которые действительно верят в проект, перевешивают краткосрочные риски предоставления возможности раннего выхода тем, кто этого не делает. Нам нужны проекты, которые приносят реальную пользу миру и обладают реальной выносливостью, и стало ясно, что нынешняя ортодоксальность наделения правами не обеспечивает достаточного (или вообще не обеспечивает) их.
Подход свободного рынка обычно ограничивался мем-монетами, способствуя восприятию того, что он не подходит для «серьёзных» проектов. Однако разумно утверждать, что часть ошеломляющего успеха мем-монет, помимо их меметической привлекательности, обусловлена пониманием рынком того, что в долгосрочной перспективе эта модель более выгодна для держателей токенов и часто создает более яркие, органичные сообщества.
Мы должны пробовать новые вещи, даже если они рискованны, и я надеюсь, что запуск свободного рынка откроет обсуждение новых путей продвижения вперёд. Групповое мышление — делать то же, что и все остальные, не потому, что у нас есть какое-то конкретное представление о том, почему мы это делаем, а потому, что все остальные это делали, и они, казалось, работали в соответствии с близорукими метриками — сегодня пагубно в криптовалюте. Следование за стадом может быть разумным подходом, если вы планируете запустить проект и уйти через год или два, но это нехорошая стратегия, если вы хотите принести реальную ценность миру. Пришло время для новых экспериментов.
Примечание: Мнения, выраженные в этой колонке, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения CoinDesk, Inc. или ее владельцев и аффилированных лиц.