Эндрю Миллс, Марва Рашад, Эмили Чоу и Юка Обаяши
(Reuters) — Катар испытывает трудности с заключением новых сделок по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) в Японию и Южную Корею, поскольку растущая конкуренция со стороны США и других стран с более гибкими условиями контрактов бросает вызов многолетнему доминированию Дохи на рынке.
Катар когда-то был крупнейшим поставщиком СПГ в Японию и Южную Корею, но покупатели отдают предпочтение поставкам из Соединенных Штатов, Объединенных Арабских Эмиратов и Оман. Все эти поставщики предлагают краткосрочные контракты и, в отличие от Катара, не ограничивают конечный пункт назначения грузов.
Это дает покупателям гибкость в продаже грузов в другом месте в будущем, если грузы им больше не нужны.
Переговоры между японскими и южнокорейскими покупателями и Катаром зашли в тупик из-за настойчивости Катара в отношении пунктов назначения, сообщили источники.
«Катарцы пытаются многого добиться в том, как они продают свой СПГ, с точки зрения сохранения контроля над рынком, в то время как (другие, такие как) ADNOC ОАЭ и Оман просто счастливы получить хорошую цену», — заявили источники. сказал высокопоставленный источник в торговле.
«ADNOC воспользовалась текущей ситуацией, которая заключается в том, что люди хотят диверсификации поставок», — добавил источник.
Если государственная QatarEnergy (QE) не подпишет новые соглашения с Японией и Южной Кореей — вторым и третьим по величине импортерами СПГ в мире после Китая — роль Катара еще больше снизится. В 2023 году он был смещен с первого места в качестве мирового поставщика СПГ Соединенными Штатами.
Крупная сделка Катара на поставку 4,92 млн тонн в год компании Korea Gas Corp (KOGAS) истекает в этом году. Еще одна сделка на поставку 2,1 млн тонн в год истекает в 2026 году, как показали официальные данные.
QatarEnergy заявила, что не комментирует рыночные спекуляции.
Спрос на СПГ в Японии падает из-за перезапусков ядерных реакторов, увеличения возобновляемой энергии и замедления экономики. Импорт упал до 66 миллионов метрических тонн в 2023 году с 83 тонн в 2018 году, показывают данные таможни Японии.
Доля Катара на рынке Японии упала до 4% в 2023 году с 12% в 2018 году. Между тем, Соединенные Штаты Доля в Японии выросла с 3% до 8% за тот же период.
Доля Катара на рынке Южной Кореи упала до 19% в 2023 году с 32% в 2018 году, доля Австралии выросла с 19% до 24%, а Малайзии — с 8% до 13% за тот же период, показали данные консалтинговой компании Energy Aspects.
ЖЕСТКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ
QatarEnergy работает над подписанием соглашений о поставках европейским и азиатским покупателям новых поставок СПГ, которые, как ожидается, поступят в эксплуатацию с ее расширения Северного месторождения, что увеличит ее общее производство на 85%.
Генеральный директор Саад Аль-Кааби заявил, что видит светлое будущее для СПГ как минимум на 50 лет, особенно в Азии.
В период с 2022 по 2023 год QatarEnergy заключила ряд 27-летних сделок на поставку китайским покупателям нового газа с Северного месторождения.
Тайвань и Кувейт также подписались на большее количество СПГ с тех пор, как Катар объявил о последнем расширении. Но больше ничего не было продано. Аналитики оценивают, что около 48% от общего объема катарского СПГ поступает с Северного месторождения, а его проект в США не имеет контракта.
Между тем, ADNOC и Оман заключили долгосрочные сделки с покупателями из Японии, Китая и Индии.
Еще одним камнем преткновения для Японии является настойчивое требование QatarEnergy о том, чтобы покупатели подписывали контракты на поставку не менее 1 миллиона метрических тонн в год (мтп) на 10-15 лет, сказал один из источников.
Такие условия противоречат неопределенным долгосрочным перспективам Японии в отношении СПГ из-за перезапусков атомных электростанций и производства возобновляемой энергии, что затрудняет для японских покупателей заключение долгосрочных сделок по СПГ в случае спроса. падает.стр><стр>Катар проявил некоторую гибкость в переговорах, предложив меньшие партии с гибкими условиями и более низкой ценой, которая для контрактов, начинающихся в 2028 году, составляет около 13% от цены барреля нефти за миллион британских тепловых единиц (ммБТЕ), сообщил тот же источник.
Японская JERA не продлила соглашение о поставках с Катаром на 5,5 млн тонн в год, когда оно истекло в 2021 году.
«Для покупателей ограничение пунктом о месте назначения может быть сложной задачей, особенно когда спрос падает, вынуждая их искать внутренних покупателей для избыточных поставок», — сказал он. заявил представитель правительства Японии.
"По сравнению с другими странами-производителями газа это ставит Катар в невыгодное конкурентное положение."
Tokyo Gas, крупнейший поставщик городского газа в Японии, может закупать СПГ у Катара, если экономика, гибкость контракта и сроки будут правильными, сказала старший генеральный менеджер по СПГ Юмико Яо. «Эти факторы будут определять наши будущие решения о закупках», — сказала она.
В Южной Корее соглашение Катара с Korea Gas Corp (KOGAS) о поставках 4,92 млн тонн в год истекает в этом году. Еще одно соглашение о поставках 2,1 млн тонн в год истекает в 2026 году.
УПРЯЖЕНИЕ НА КАБЛУКАХ
Чтобы обеспечить стабильные доходы, Катар предпочитает долгосрочные контракты сроком до 27 лет — текущий срок реализации проекта расширения Северного месторождения, обычно привязанный к цене на нефть.
Американские продавцы, ADNOC и Оман, как правило, предлагают объемы СПГ на условиях франко-борт (FOB), что позволяет покупателям перепродавать грузы. Сделки обычно привязаны к ценам на природный газ в США на бирже Henry Hub, которые, как правило, дешевле контрактов, привязанных к нефти.
Конкуренция между Катаром и США усилилась после решения Европы положить конец зависимости от российского трубопроводного газа после вторжения Москвы в Украину. Экспортеры из США заполнили большую часть вакуума поставок, обогнав Катар и зарекомендовав себя как крупнейшего в мире экспортера СПГ в 2023 году.
В отсутствие большого количества кредитоспособных покупателей, подписывающих крупные и долгосрочные контракты на условиях Катара, одним из вариантов для QatarEnergy может стать продажа большего объема поставок на спотовом рынке, сказала Энн-Софи Корбо, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.
«Сейчас у нас около 39% (мировых поставок) на спотовом рынке и в краткосрочной перспективе, но Катар мог бы увеличить эту долю до 60%, если бы изменил свои планы. Вопрос в том: хотят ли они?"
(Репортаж Эндрю Миллса в Дохе, Марвы Рашад в Лондоне, Эмили Чоу в Сингапуре и Юки Обаяши и Кати Голубковой в Токио; Редактирование Нины Честни и Луизы Хэвенс)