Putin hosts a summit in a bid to show the West it can't keep Russia off the global stage

В ближайшие дни президент России Владимир Путин пожмет руки нескольким мировым лидерам, включая Си Цзиньпина из Китая, Нарендру Моди из Индии, Реджепа Тайипа Эрдогана из Турции и Масуда из Ирана. Пезешкиан.

Все они прибудут в российский город Казань во вторник на встречу блока развивающихся экономик БРИКС, бросая вызов прогнозам о том, что война на Украине и международный ордер на арест Путина превратят его в изгоя.

Альянс, который призван уравновесить западный мировой порядок, изначально включал Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, но начал быстро расширяться в этом году. Иран, Египет, Эфиопия, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия присоединились в январе; Турция, Азербайджан и Малайзия официально подали заявки, а ряд других выразили желание стать членами.

Российские чиновники уже видят в этом огромный успех. Помощник Путина по внешней политике Юрий Ушаков сказал, что 32 страны подтвердили свое участие, и более 20 пришлют глав государств. Путин проведет около 20 двусторонних встреч, сказал Ушаков, и саммит может превратиться в «крупнейшее внешнеполитическое мероприятие, когда-либо проводившееся» на российской земле.

Оптика и сделки для Кремля

Аналитики говорят, что Кремль хочет как видения того, чтобы стоять плечом к плечу со своими глобальными союзниками на фоне сохраняющейся напряженности с Западом, так и практичности переговоров с ними о сделках, чтобы поддержать экономику России и ее военные усилия. Для других участников это шанс усилить свои голоса и нарративы.

«Прелесть БРИКС в том, что он не накладывает на вас слишком много обязательств», — говорит Александр Габуев, директор Евразийского центра Карнеги в России. «На самом деле, не так уж много условий связано с тем, чтобы быть частью БРИКС. И в то же время, у вас могут появиться интересные возможности, включая возможность просто пообщаться лично со всеми этими лидерами».

Для Путина саммит важен лично, потому что он показывает провал попыток Запада изолировать его, говорит Габуев.

Встреча продемонстрирует дома и за рубежом, что «Россия действительно важный игрок, который возглавляет эту новую группу, которая положит конец доминированию Запада — это его личная история», — говорит он.

Кремль сможет вести переговоры с такими крупными игроками, как Индия и Китай, о расширении торговли и обходе западных санкций. Индия является важным рынком для российских товаров, в то время как Китай — это то место, где Москва надеется заполучить товары двойного назначения и различные военные товары, говорит Габуев.

Россия также хочет, чтобы больше стран участвовали в проекте платежной системы, которая станет альтернативой глобальной сети банковских сообщений SWIFT, что позволит Москве торговать со своими партнерами, не беспокоясь о санкциях.

«Российская идея заключается в том, что если вы создадите платформу, на которой будут Китай, Россия, Индия, Бразилия и Саудовская Аравия, многие страны, которые являются жизненно важными партнерами для США, США не будут готовы пойти на эту платформу и ввести против нее санкции», — сказал Габуев.

Цели для Ирана и Китая

Россия также, как ожидается, подпишет договор о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве» с Ираном, что укрепит все более тесные связи между Москвой и Тегераном.

После вторжения на Украину Иран предоставил Москве сотни беспилотников и помог запустить их производство в России. Поставки иранских беспилотников, которые Москва и Тегеран отрицали, позволили наносить постоянный шквал ударов беспилотников большой дальности по инфраструктуре Украины.

Иран, в свою очередь, хочет получить современное российское оружие, такое как системы ПВО большой дальности и истребители, чтобы помочь отразить возможное нападение Израиля. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать, когда его спросили, будет ли договор включать взаимную военную помощь.

Для Китая БРИКС является одной из нескольких международных организаций, наряду с Шанхайской организацией сотрудничества, ориентированной на безопасность, через которую он стремится продвигать альтернативу мировому порядку под руководством США.

Си Цзиньпин настаивал на расширении БРИКС, и саммит в Казани укрепит экономические, технологические и военные связи в расширенном блоке, сказал Вилли Лэм, старший научный сотрудник по Китаю в Jamestown Foundation.

Пекин и Москва также хотят посмотреть, сможет ли новая международная торговая валюта «бросить вызов так называемой гегемонии доллара», сказал Лэм.

Саммит позволит Си Цзиньпину и Путину продемонстрировать свои близкие отношения. Эти двое, объявившие о партнерстве «без ограничений» всего за несколько недель до вторжения России на Украину в 2022 году, уже встречались как минимум дважды в этом году: в Пекине в мае и на саммите ШОС в Казахстане в июле.

Хотя они продолжат выступать единым фронтом, эксперты следят за едва заметными признаками того, что Си дистанцируется от Путина из-за войны.

«В то время как Путин захочет, чтобы отношения между Китаем и Россией казались такими же хорошими, как и прежде, Си также может захотеть подать сигнал западным государствам и другим странам, что Пекин официально остается «нейтральным» в войне России на Украине и не является формальным союзником Москвы», — сказала Ева Зайверт, эксперт по внешней политике и безопасности из Института китайских исследований Меркатора в Берлине.

«Это будет иметь решающее значение для передачи образа Китая как серьезного и законного миротворца в российско-украинском конфликте».

Балансирующие действия для Индии и Турции

Ожидаемая встреча Моди и Путина может привести к некоторому изменению баланса их связи. Западные друзья хотят, чтобы Индия была более активна в убеждении Москвы прекратить войну. Моди избегал осуждения России, подчеркивая мирное урегулирование.

Нью-Дели считает Москву проверенным временем партнером времен Холодной войны, сотрудничающим в сфере обороны, нефти, ядерной энергетики и космоса, несмотря на более тесные связи России с главным соперником Индии Китаем.

Их встреча станет второй за несколько месяцев. Моди посетил Россию в июле, встретился с президентом Владимиром Зеленским на Украине в августе и отправился в США, чтобы встретиться с президентом Джо Байденом в сентябре.

«Индия не может просто так отказаться от России из-за ее глубоких оборонных связей, вопроса регионального баланса сил и логики многосоюзничества», — сказал Раджа Мохан, профессор Института южноазиатских исследований в Сингапуре. "В то же время она также строит и развивает свои отношения с США и Западом, потому что именно здесь логика основного экономического развития Индии и технологического роста зависит от партнерства.”

Индия и Бразилия рассматривают БРИКС в первую очередь через экономическую призму, чтобы способствовать более справедливому распределению власти в международной системе, в то время как “Китай и Россия видят в нем больше геополитический форум”, — сказал Чиетиги Баджпаи, изучающий Южную Азию в Chatham House в Лондоне.

Индия и Бразилия также не хотят быть “втянутыми в гравитационную орбиту Китая”, — сказала Тереза ​​Фэллон из Центра исследований России, Европы и Азии.

Другим ключевым участником является Турция, которая подала заявку на вступление в группу БРИКС. Это происходит в то время, когда член НАТО и кандидат в Европейский союз все больше разочаровывается в Западе. Переговоры о членстве Турции в ЕС зашли в тупик с 2016 года из-за споров с Кипром и опасений по поводу прав человека.

Отношения Турции с Вашингтоном были напряженными из-за ее исключения из программы истребителей F-35 после закупки российской системы противоракетной обороны. Эрдоган также обвинил США и других западных союзников в предполагаемом «соучастии» в военных действиях Израиля в секторе Газа.

Членство в БРИКС поможет Эрдогану «укрепить свои позиции» в то время, когда связи с Западом находятся на низком уровне, сказал Гонул Тол, директор турецкой программы Института Ближнего Востока, базирующегося в США.

Средние державы, такие как Турция, «пытаются извлечь больше из обоих лагерей, находясь между лагерями, стоя одной ногой в каждом лагере», — сказал он.

___

Литвинова сообщила из Таллина, Эстония. Корреспонденты Associated Press Харриет Моррис в Таллине; Симина Мистряну в Тайбэе, Тайвань; В подготовке этого отчета приняли участие Ашок Шарма из Нью-Дели и Сьюзан Фрейзер из Анкары, Турция.