Israel's wars are expensive. Paying the bill could force tough choices

Помимо ужасающих человеческих жертв и страданий, война Израиля против боевых группировок ХАМАС и Хезболла была дорогостоящей, и болезненно высокие финансовые затраты вызывают обеспокоенность по поводу долгосрочных последствий боевых действий для страны экономика.

Военные расходы резко возросли, а рост замедлился, особенно в опасных приграничных районах, которые были эвакуированы. Экономисты говорят, что страна может столкнуться со снижением инвестиций и повышением налогов, поскольку война истощает государственный бюджет и заставляет делать сложный выбор между социальными программами и армией.

Вот взгляд на денежные затраты, которые несет Израиль в результате конфликта:

Расходы на армию резко возросли

По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, израильское правительство тратит на армию гораздо больше в месяц: с 1,8 млрд долларов до того, как ХАМАС начал боевые действия, напав на Израиль 7 октября 2023 года, до примерно 4,7 млрд долларов к концу прошлого года.

По данным института, в прошлом году правительство потратило на армию 27,5 млрд долларов, заняв 15-е место в мире после Польши, но опередив Канаду и Испанию, все из которых имеют большее население. Военные расходы в процентах от годового объема производства составили 5,3% по сравнению с 3,4% в США и 1,5% в Германии. Это меркнет по сравнению с Украиной, которая потратила 37% своего ВВП и более половины всего своего государственного бюджета на борьбу с вторжением России.

Война нанесла ущерб росту и предложению рабочей силы

За три месяца после нападения ХАМАСа объем производства в Израиле сократился на 5,6%, что является худшим показателем среди 38 стран Организации экономического сотрудничества и развития, группы в основном богатых стран.

Экономика частично восстановилась с ростом в 4% в первой половине этого года, но выросла всего на 0,2% во втором квартале.

Война нанесла еще более тяжелый урон и без того сломанной экономике Газы, где 90% населения были перемещены, а подавляющее большинство рабочей силы безработные. Экономика Западного берега также сильно пострадала, где десятки тысяч палестинских рабочих потеряли работу в Израиле после 7 октября, а израильские военные рейды и контрольно-пропускные пункты препятствовали передвижению. Всемирный банк сообщает, что экономика Западного берега сократилась на 25% в первом квартале.

В Израиле война наложила множество экономических тягот. Призывы и продление военной службы грозят сократить предложение рабочей силы. Проблемы безопасности сдерживают инвестиции в новый бизнес, а перебои с рейсами отпугивают многих посетителей, что подрывает туристическую индустрию.

Тем временем правительство оплачивает жилье для тысяч людей, которым пришлось покинуть свои дома на юге, недалеко от границы с Газой, и на севере, где они подвергались обстрелу со стороны Хезболлы.

Одной из самых больших проблем является открытый характер боевых действий, которые длятся больше года. Экономика Израиля быстро восстановилась после войны 2006 года с Хезболлой на юге Ливана. Но этот конфликт длился всего 34 дня.

Moody's Ratings процитировало эту идею 27 сентября, когда понизило кредитный рейтинг израильского правительства на две ступени. Рейтинг Baa1 по-прежнему считается инвестиционным, хотя и с умеренным риском, согласно Moody’s.

Израильская экономика по-прежнему сильна, с умеренным долгом

Экономика Израиля едва ли рушится. Страна имеет диверсифицированную, высокоразвитую экономику с сильным сектором информационных технологий, который поддерживает налоговые поступления и расходы на оборону. Уровень безработицы низкий, а фондовый индекс TA-35 вырос на 10,5% за год.

Даже в разгар боевых действий технологические компании привлекли около 2,5 млрд долларов капитала в третьем квартале, по словам Цви Экштейна, главы Института экономической политики Аарона в Университете Райхмана.

Израиль начал войну «в лучшем экономическом состоянии» в отношении государственного долга, который составлял относительно скромные 60% от ВВП, сказал Экштейн. «Мы финансировали войну в основном за счет долга», который сейчас вырос до 62%, но все еще сдерживается по сравнению с Францией, где он составляет 111%, и соответствует Германии, где он составляет 63,5%.

Институт прогнозирует, что долг достигнет 80% ВВП, если боевые действия не будут заметно усиливаться и к концу следующего года может быть достигнуто какое-то прекращение огня или заключение. Даже тогда более высокие расходы на оборону вероятны, особенно если Израиль сохранит военное присутствие в Газе после войны.

Бюджет министра финансов Израиля Бецалеля Смотрича на 2025 год предусматривает дефицит ниже 4%, заявив, что это обеспечит стабильность долговой нагрузки Израиля. Смотрич сказал, что в стране стабильная валюта шекель, растущие цены на акции, напряженный рынок труда, высокие налоговые поступления и доступ к кредитам, а также восстанавливающийся технологический сектор.

Moody’s усомнилось в цифрах дефицита, прогнозируя дефицит в размере 6% на следующий год.

Понижение кредитного рейтинга приведет к более высоким затратам по заимствованиям, а это означает, что израильтяне, вероятно, столкнутся с сокращением государственных услуг и более высокими налогами, сказала Карнит Флуг, бывший глава Центрального банка Израиля, а ныне вице-президент по исследованиям в Израильском институте демократии.

США увеличили военную помощь и могут оказать финансовую поддержку

До войны американская военная помощь Израилю составляла около 3,8 млрд долларов в год в соответствии с соглашением, подписанным во время администрации президента Барака Обамы. Это составляет примерно 14% от довоенных военных расходов Израиля, большая часть которых идет на оборонные компании США.

С тех пор, как началась война в Газе и привела к эскалации конфликта на всем Ближнем Востоке, Соединенные Штаты потратили рекордные не менее 17,9 млрд долларов на военную помощь Израилю, согласно отчету для проекта Университета Брауна «Стоимость войны», который был опубликован в годовщину атак ХАМАС на Израиль.

Помимо строго военной помощи, США оказывали Израилю важную финансовую поддержку в трудные времена. В 2003 году Конгресс одобрил кредитные гарантии на сумму 9 миллиардов долларов, которые позволили Израилю брать кредиты по доступным ставкам после того, как экономика пострадала во время так называемой второй интифады, или палестинского восстания.

Некоторые из этих гарантий остаются неиспользованными и теоретически могут быть использованы для стабилизации государственных финансов, если Израиль столкнется с неподъемными расходами по займам.

Каков путь вперед?

Правительство созвало комиссию под руководством бывшего исполняющего обязанности советника по национальной безопасности Якоба Нагеля, который вел переговоры по последнему пакету помощи Израилю со стороны США, чтобы предложить рекомендации по размеру будущего оборонного бюджета и оценить, как увеличение расходов на оборону может повлиять на экономику.

Экономист Экштейн сказал, что бюджет, который включает некоторые повышения и сокращения налогов, в социальных расходах, необходимых для поддержки послевоенного восстановления и оплаты вероятных более высоких текущих расходов на оборону.

___

Более подробную информацию можно найти на сайте https://apnews.com/hub/mideast-wars