Новый генеральный директор HSBC Holdings только что представил крупнейшую реорганизацию компании по крайней мере за последнее десятилетие, но в ней отсутствуют некоторые ключевые детали для сотрудников и инвесторов.
Например, не было никакого представления о том, сколько рабочих мест может оказаться под угрозой, когда кредитор объединил два своих крупнейших бизнеса и упразднил некоторые из своих давних региональных подразделений. Акционеры также задавались вопросом, сколько денег банк вообще сэкономит после внедрения изменений.
По словам полудюжины источников, знакомых с этим вопросом, некоторым сотрудникам было трудно понять, где они находятся в новой организационной структуре компании. Другие посчитали, что неясно, будет ли банк по-прежнему предлагать многие из своих основных услуг на каждом рынке.
«Эти шаги, кажется, имеют смысл», — сказал Эд Фирт, лондонский аналитик Keefe Bruyette & Woods. «Однако еще предстоит выяснить, будут ли расходы на реструктуризацию или экономия средств столь существенными для банка».
HSBC заявил, что не будет предоставлять дополнительных подробностей, пока не объявит годовые результаты в феврале. Акции компании почти не изменились, поскольку у инвесторов остались вопросы о финансовом влиянии, которое в конечном итоге окажет реструктуризация.
Все это усиливает ощущение, что Жорж Элхедери, новый руководитель HSBC, родившийся в Ливане и получивший образование во Франции, торопится. Всего за шесть недель он уже дважды перетасовал высшее руководство, начал продажи предприятий в Южной Африке, на Мальте и во Франции и подписал ключевое партнерство с одной из крупнейших авиакомпаний мира, а также планирует корпоративную перестройку.
«Вот как мы будем быстро продвигать наши планы», — сказал Элхедери во вторник (22 октября). «Новая структура приведет к более простой, динамичной и гибкой организации».
«Лучшая фокусировка»
Конечно, для начала реструктуризации в компаниях такого размера, как HSBC, в которой работает более 200 000 сотрудников по всему миру, часто требуются месяцы. Например, Citigroup объявила о подобных шагах в прошлом году — и она все еще находится в процессе сокращения 20 000 должностей в рамках собственной реорганизации.
Но 50-летний Элхедери, сменивший Ноэля Куинна на посту генерального директора 2 сентября, неоднократно обещал сократить расходы и упростить структуру своего 159-летнего банка. Реструктуризация была представлена как ответ на постоянные опасения инвесторов относительно того, как HSBC может выживать и процветать в мире падающих процентных ставок, где все более крупные региональные конкуренты и растущие ряды финтех-компаний продолжают отнимать у него клиентскую базу.
«Изменения, о которых мы объявляем сегодня, облегчат нашим коллегам обслуживание клиентов и будут способствовать будущему успеху группы», — сказал Элхедери.
Объявленные изменения включают объединение глобальных коммерческих и институциональных банковских операций HSBC под руководством Майкла Робертса и создание нового международного бизнеса по управлению благосостоянием и первоклассного банковского бизнеса, который будет курироваться Барри О’Бирном.
В рамках географической реорганизации HSBC будет иметь восточное региональное подразделение, включая Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток, и западный рынок, который включает его неизолированный банк в Великобритании, Европе и Америке. Гонконг и Великобритания будут автономными подразделениями.
В процессе несколько старших руководителей были оставлены на обочине, что сократило размер команды топ-менеджеров кредитора, в то время как оставшиеся получили больше полномочий для управления своим бизнесом.
Во вторник Элхедери провел телефонный разговор с представителями компании, чтобы ответить на некоторые вопросы сотрудников о новой структуре, но он не добавил много информации, помимо той, что была публично предоставлена банком ранее в тот же день, сообщили некоторые источники, знакомые с этим вопросом, попросившие не называть их имен, поскольку они обсуждали закрытую информацию.
«Неизвестно, важно»
Во вторник Элхедери ясно дал понять, что стратегический поворот HSBC в сторону Азии остается неизменным. Но его последние шаги показывают, что способ, которым генеральный директор реализует эту стратегию, может быть перевернут.
Например, слияние коммерческого и инвестиционного банкинга, идея, которую некоторые предшественники Элхедери долгое время считали слишком рискованной, призвано подтолкнуть банкиров в конкурирующих подразделениях больше сосредоточиться на клиентах, чем на том, кто будет их обслуживать.
В то же время, выделение Гонконга и Великобритании в качестве отдельных предприятий предоставит местным менеджерам больше полномочий для управления двумя основными центрами прибыли банка, вместо того, чтобы отчитываться перед руководителями, которые часто находятся за несколько тысяч миль.
«Внеся эти изменения, мы сможем лучше сосредоточиться на повышении лидерства и доли рынка в тех предприятиях, которые имеют явное конкурентное преимущество и наибольшие возможности для роста», — сказал Элхедери.
Остается только выяснить, сколько все это будет стоить.
Аналитики UBS Group заявили, что потенциальные расходы на реструктуризацию, которые должен взять на себя банк, «неизвестны и важны».
Хотя руководители могут предоставить некоторую информацию о результатах третьего квартала 29 октября, компания заявила во вторник, что не планирует предоставлять дальнейшие подробности до объявления годовых показателей в феврале. Это оставит несколько месяцев потенциальной неопределенности, нависшей над бизнесом.
Также возникнут вопросы о будущем операций, не упомянутых в заявлении о реструктуризации. Например, аналитики UBS отметили, что банк не упомянул о своих мексиканских или австралийских подразделениях, или о том, как страховой бизнес впишется в его новое международное подразделение. стр>
Представитель HSBC отказался комментировать эту историю.
Будущая форма
В прошлом году HSBC выиграл годичную битву против одного из своих крупнейших акционеров, который призывал банк рассмотреть возможность разделения, в результате которого он бы отделил свои азиатские операции. Выступая против кампании Ping An Insurance Group, HSBC указал, что такое разделение будет как чрезвычайно дорогим, так и рискованным.
Однако со своим новым восточным подразделением Элхедери фактически создал именно тот тип автономного азиатского бизнеса, который Ping An нажимал на компанию, чтобы рассмотреть, — хотя и без отдельного листинга, которого добивался китайский страховщик.
Великобритания также теперь выглядит еще более как отдельный бизнес, чем раньше, поскольку HSBC UK размещает все внутренние коммерческие банковские операции кредитора. Это также может вызвать вопросы о долгосрочном будущем бизнеса. Компания уже сталкивалась с предположениями о возможном выделении подразделения в отдельную компанию в прошлом.
«Нам придется подождать результатов третьего квартала и далее, чтобы получить ответы», — сказал Джозеф Дикерсон, аналитик Jefferies. BLOOMBERG