ДЛЯ любой компании экономический блок АСЕАН представляет собой бизнес-возможность, которую нельзя игнорировать.
10 стран, входящих в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, имеют общее население 684 миллиона человек и валовой внутренний продукт в размере 3,8 триллиона долларов США, что делает ее пятой по величине экономикой в мире.
Эти страны также быстро растут: совокупный ВВП АСЕАН записал на свой счет совокупный годовой темп роста в размере 4 процентов за последнее десятилетие. Напротив, мировая экономика росла со скоростью 3 процента за тот же период.
Поскольку компании выходят за рамки своих внутренних рынков, чтобы воспользоваться этой возможностью роста в АСЕАН, они часто сталкиваются с трудностями и различными рисками.
«Одной из самых больших проблем для компаний является волатильность валютного рынка», — говорит Рави Мурти, руководитель отдела корпоративных продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе (без учета Китая), рынков и ценных бумаг в HSBC.
Мурти отмечает, например, что, хотя индонезийская рупия и филиппинское песо в этом году обесценились, малайзийский ринггит существенно укрепился. Такие движения валют трудно предсказать.
За последние пару месяцев траектория валют АСЕАН существенно пострадала от ожиданий того, что Федеральная резервная система США переходит к фазе смягчения денежно-кредитной политики.
Теоретически это смягчение должно совпадать с ослаблением доллара США по отношению к валютам АСЕАН. Однако на движение валют никогда не влияет только один фактор.
В Малайзии, например, ринггит поддерживался удивительно сильным восстановлением прямых иностранных инвестиций. В Индонезии, тем временем, выборы оказали существенное влияние на движение валют.
Вторая проблема, говорит Мурти, — это отсутствие ликвидности FX для некоторых валют. «Сложно делать обобщения в рамках АСЕАН», — добавляет он, поскольку валютные рынки региона находятся на разных стадиях развития, но компании могут посчитать хеджирование FX сложным, когда ликвидность ограничена.
Помимо ликвидности валюты, может также отсутствовать продукты. Например, в Сингапуре компании могут иметь доступ к ряду продуктов хеджирования: от базовых спотовых и форвардных контрактов до более сложных свопов и опционов. Однако они не всегда могут быть доступны в других местах.
Наконец, эффективное хеджирование валютных операций может потребовать понимания определенных технических аспектов и нормативных требований.
«Например, компаниям, возможно, придется решить, следует ли хеджировать внутри страны или за рубежом», — говорит Мурти. Решение может зависеть от того, что разрешено правилами, где компании могут получить лучшие цены, или даже от сроков, которые могут быть доступны.
Эффективное хеджирование валютных курсов
Главные финансовые директора и корпоративные казначеи сегодня сталкиваются с большей сложностью из-за макроэкономических встречных ветров и геополитических рисков.
Среди 300 финансовых директоров и более 500 старших специалистов казначейства, опрошенных в рамках исследования HSBC по управлению корпоративными рисками 2024 года, 68 процентов заявили, что казначейство играет ключевую роль в принятии стратегических решений.
В 2021 году, когда HSBC в последний раз проводил этот же опрос, только 41 процент опрошенных сказали то же самое.
Кроме того, 47 процентов респондентов в опросе 2024 года заявили, что управление валютным риском — это область, в которой, по их мнению, их бизнес наименее подготовлен.
Рахул Бадхвар, глобальный руководитель отдела корпоративных продаж HSBC для рынков и услуг по ценным бумагам, отметил, что в этом году валютные рынки столкнулись с рекордным количеством стран, пришедших на выборы.
«В отличие от экономических переменных, геополитические результаты могут быть еще более сложными для прогнозирования, что затрудняет для корпоративных казначеев хеджирование валютных рисков и принятие долгосрочных решений», — сказал Бадхвар.
Курсы валют отображаются на доске покупки-продажи валютной биржи в Мексике. Лучшие в своем классе практики управления валютными рисками включают диверсификацию валютных рисков, а также оптимизацию сроков валютных операций. ФОТО: AFP
Несомненно, управление валютными рисками требует от компаний мониторинга макроэкономических и политических событий в регионе и даже в мире.
Однако вместо того, чтобы диктовать стратегии хеджирования, основанные в первую очередь на прогнозах валютного рынка, Мурти предлагает компаниям вместо этого сосредоточить свою деятельность по управлению валютными рисками на достижении конкретных финансовых и деловых целей.
«Некоторые клиенты могут захотеть взять на себя нулевой валютный риск и захотят немедленно захеджировать свои риски», — говорит он. «Другие могут решить о максимальном размере риска, который они могут выдержать».
Другим соображением может быть то, где компании хотят консолидировать свои риски — на уровне отдельной страны или в одном центральном месте.
После того, как финансовые цели или ключевые показатели эффективности были установлены, компании могут решить, какие продукты они хотят использовать для достижения этих целей.
«Вам нужно спросить себя, чего вы достигаете с помощью своей стратегии FX», — говорит Мурти. «Вы пытаетесь защитить или максимизировать свои доходы? Защитить или сократить свою базу затрат? Защитить или максимизировать свои денежные потоки?»
Лучшие в своем классе решения
Компаниям следует выбирать правильную комбинацию стратегий хеджирования, которая работает для них. Это означает использование широкого спектра инструментов хеджирования для достижения результата, который наилучшим образом соответствует поставленным целям.
Лучшие в своем классе практики управления валютными рисками включают диверсификацию валютных рисков, а также оптимизацию сроков валютных операций.
Компаниям также следует рассмотреть возможность использования технологий для эффективных валютных операций, говорит Мурти.
Это означает внедрение цифровых инструментов и платформ, которые обеспечивают мониторинг и хеджирование валютных операций в режиме реального времени и которые могут легко интегрироваться с внутренними системами управления казначейством.
Чтобы воспользоваться этими инструментами, компаниям необходимо искать и устанавливать прочные партнерские отношения с контрагентами, которые могут предоставить индивидуальные решения по валютному рынку, рыночную информацию и операционную поддержку для навигации по сложностям валютного ландшафта АСЕАН.
Им также необходимо будет рассмотреть, имеют ли выбранные ими партнеры необходимое присутствие на различных рынках, где они работают или намереваются расширяться, а также необходимый опыт.
Управление валютным рынком интегрировано с основными бизнес-операциями компании, такими как экспорт или импорт товаров и услуг, а также платежи.
Необходимость валютного рынка также распространяется на хеджирование балансов, выплату дивидендов акционерам и внутрифирменные переводы.
«Компания может приобретать другую компанию в регионе, и размер валютного риска при таком приобретении может быть относительно большим», — говорит он. «Недавно мы помогли клиенту с управлением валютными рисками для такой транзакции».
Как универсальный банк с глобальным присутствием, HSBC уже давно выступает в качестве партнера для своих клиентов с международными амбициями.
В сентябре HSBC был назван лучшим в мире FX-банком для корпораций на церемонии вручения наград Euromoney FX Awards за свои инновационные FX-решения.
К ним относятся новое решение по ценообразованию и управлению рисками, которое помогает клиентам добиваться лучших цен и лучше управлять ликвидностью, а также платформа под названием HSBC Evolve, предлагающая корпоративным клиентам доступ к более чем 1500 валютным парам.
«Учитывая, что мы присутствуем на шести рынках АСЕАН с традиционными операциями, мы можем предлагать нашим клиентам комплексные решения», — добавляет Мурти. «Благодаря нашей сети АСЕАН и дальнейшим международным связям нам легко это сделать».
Купить эту статью