Схема с наймом самозанятых существует, но массовой не является, подсчитали в налоговой службе

Всего у 2% зарегистрированных самозанятых в России режим получения дохода указывает на подмену "самозанятостью" трудовых отношений. 42% тех, кто числится самозанятыми — "мертвые души". Об этом рассказали чиновники ФНС. Предложено автоматически снимать с учета неактивных пользователей, а оставшихся заставить указывать реальный вид деятельности.

Спецрежим для самозанятых – налог на профессиональный доход – не привел к оттоку граждан из трудовых отношений. Напротив, с 2020 года наблюдается ежегодный рост количества трудоустроенных граждан (с 55,3 млн человек в 2020 до 56,4 млн человек в 2023) при одновременном увеличении количества граждан, зарегистрированных в качестве плательщиков НПД. Такие цифры были озвучены на последнем заседании общественного совета при ФНС.

Как отметил руководитель службы Даниил Егоров, режим НПД позволил «обелить» тех людей, которые формировали теневой сектор. «Мы были в реалиях «серой» занятости, которая исчислялась миллионами людей. Идея, которую мы закладывали при создании налога на профессиональный доход, – это простой доступ к возможности легализации своей деятельности, в том числе подработки, и конкурентные ставки», – пояснил Егоров.

На конец прошлого года в стране было зарегистрировано более 12 млн плательщиков НПД. Это те, кто встал на учет. При этом реально применяли режим НПД в прошлом году (хоть раз отразили доходы) только 7 млн человек. То есть, 5 млн или почти 42% зарегистрированных самозанятых – "мертвые души", которые на самом деле самозанятыми не являются. Но могли быть ими еще год назад.

"Почти половина плательщиков НПД официально трудоустроены. Лишь 20% самозанятых используют режим НПД для получения регулярного дохода, для остальных это нерегулярные или разовые подработки, которые они оформляют как легальный доход", – сообщил начальник управления оперативного контроля ФНС Владимир Мальцев. 

Чиновник также отметил, что только у 260 тысяч человек – 2% от общего числа пользователей режима – модель поведения похожа на трудовые отношения: эти люди получали в 2024 году регулярный доход, при этом весь доход был только от одной или двух компаний/ИП и составил более 12 МРОТ за год.

В течение 10 лет не меняются условия применения спецрежима меняться не должны. До конца этого срока осталось три года. Оценивать результаты, собирать предложения по совершенствованию режима и соответствию его времени необходимо уже сейчас, подчеркнул Даниил Егоров.

Член общественного совета от «Деловой России» Кирилл Никитин предложил автоматически снимать с учета неактивных пользователей: "Хотелось бы, чтобы при обсуждении проблемных вопросов мы фокусировались на проблемах в их реальных, а не надуманных, масштабах".

Также Кирилл Никитин считает необходимым фиксировать вид деятельности самозантых: "Для анализа нам не хватает данных по профессиям, по видам деятельности. Сколько автомехаников, сколько таксистов, сколько курьеров, арендодателей. Второе, что хотелось бы видеть, это кем являются самозанятые с точки зрения социально незащищенных групп в их составе: инвалиды, женщины после декрета, пенсионеры, студенты, демобилизованные. Очевидно, что сбор этой информации потребует новых подходов к стимулированию указания вида деятельности".