Влияние на повестку устойчивого развития новой администрации США делает отношение к принципам устойчивого развития более прагматичным

Перезагрузка устойчивости: как и почему меняется мировая ESG-повестка

Фото: Shutterstock

Экологическая и социальная ответственность — ESG (от англ. environmental, social, governance — окружающая среда, общество, управление) — остаются в числе приоритетов мирового бизнеса, в том числе российского. Так, по данным ResearchAndMarkets, рынок ESG-финансов оценивается в $7,02 трлн в 2024 году и, как ожидается, достигнет $11,33 трлн к 2029-му при среднегодовом темпе роста 10,04% за этот период.

На рынке ESG-финансов доминирует Евросоюз благодаря сильной правительственной и регуляторной поддержке устойчивых инициатив, растущего спроса со стороны инвесторов, внимания региона к экологическим и климатическим целям, рассказал профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким: «Регламент ЕС по таксономии предоставляет стандартизированную структуру классификации устойчивой экономической деятельности, повышая прозрачность и доверие к европейским практикам устойчивого финансирования».

В свою очередь, ЕС продвигает такие инициативы, как «Сделка о чистой промышленности» (CID), которая нацелена на масштабные вливания в зеленые технологии и ужесточение экологических норм. В 2025 году вступят в силу обязательные требования по ESG-отчетности в соответствии с Директивой ЕС CSRD, которые распространяются не только на европейские, но и на международные компании, ведущие деятельность в регионе, напоминает эксперт.

Перезагрузка устойчивости: как и почему меняется мировая ESG-повестка

Однако геополитические изменения в последние годы привели к трансформации глобальной повестки в сфере ESG в пользу большей экономической целесообразности, отмечают эксперты.

Западные ветра

Согласно результатам опроса 350 мировых институциональных инвесторов EY (2024 Institutional Investor Survey), 92% опасаются, что ESG-инициативы наносят ущерб краткосрочным корпоративным показателям. Две трети (66%) отметили, что в будущем будут меньше учитывать ESG-критерии при принятии решений.

Только 47 и 53% финансовых руководителей компаний и институциональных инвесторов считают вероятным, что мировые корпорации достигнут своих заявленных целей в области устойчивого развития, следует из результатов другого опроса FT Longitude по заказу EY. Из выводов Глобального климатического барометра EY 2024 года следует, что компании не предпринимают существенных действий по борьбе с изменением климата.

Международные эксперты прогнозируют, что сомнения в отношении ESG могут усилиться в ближайшие годы по причинам общемировой экономической нестабильности, политического давления, в том числе со стороны США, и явной критики эффективности программ ESG, отмечает руководитель Экспертного центра «Деловой России» по ESG-трансформации, генеральный директор EcoStandard group Николай Кривозерцев. Особенно такие настроения сильны среди тех лидеров, кто считал ESG излишне бюрократизированным или экономически неэффективным направлением.

В частности, позиция новой администрации Белого дома по отношению к ESG существенно влияет на настроения в данной сфере, говорят эксперты, хотя скептические настроения в ней были и раньше. Так, еще весной 2023 года в крупнейших нефтегазовых компаниях, включая Total, Shell и BP, стали открыто призывать своих акционеров не голосовать за резолюции и стратегии для корпораций, требующих снижения выбросов СО2. В частности, руководство Shell рекомендовало своим акционерам отклонить резолюцию Follow This — активистов по борьбе с изменением климата. Компания McDonald's, в свою очередь, в том же году удалила термин ESG с некоторых разделов своего сайта.

Одним из первых указов американского президента Дональда Трампа в начале 2025 года стало решение о выходе страны из Парижского соглашения по климату, что было мотивировано заботой о национальном бизнесе и работниках, особенно в отрасли добычи полезных ископаемых.

Перезагрузка устойчивости: как и почему меняется мировая ESG-повестка

Решения администрации Трампа могут ослабить глобальные усилия по борьбе с изменением климата, побудить другие страны последовать примеру США и сократить свои обязательства по декарбонизации, высказывает опасения Михаил Аким: «Это дает повод задуматься о возможном глобальном сдвиге в климатической повестке, включая цели достижения углеродной нейтральности и ESG-трансформации».

С начала 2025 года ряд крупнейших банков США, включая Citi, Bank of America, Morgan Stanley, Goldman Sachs, JPMorgan и Wells Fargo, покинули альянс NZBA (Net-Zero Banking Alliance), объединяющий финансовые организации, сфокусированные на целях устойчивого развития. Это может быть связано в том числе со стремлением минимизировать риски в условиях нестабильного политического климата, говорит Михаил Аким: «Проекты в области производства и потребления энергии требуют значительных инвестиций, однако сложные регуляторные процессы, экологические ограничения и меняющиеся политические приоритеты создают препятствия для крупных проектов».

В «зеленом» камуфляже

Скептицизм в отношении ESG в мире, как отмечает Михаил Аким, также усугубляется широким распространением «гринвошинга» (англ. greenwashing — «зеленый камуфляж», маркетинговая практика создания иллюзии ответственности бизнеса, введение потребителей в заблуждение относительно ESG-направленности товаров или услуг. — «РБК Отрасли»), отсутствием единой матрицы оценки, подменой реальных действий по экологизации на размытые слоганы улучшения «социального воздействия».

По оценкам экспертов EY, гринвошинг несет существенные риски, к примеру, для банков, которым приходится учитывать как собственные заявления об устойчивом развитии, так и заявления своих клиентов. Согласно результатам уже упомянутого исследования аудиторско-консалтинговой компании, 55% опрошенных финансовых руководителей полагают, что отчетность об устойчивом развитии в их отрасли может быть воспринята как содержащая элементы «зеленого камуфляжа». По данным EY 2024 Institutional Investor Survey, 85% инвесторов считают, что гринвошинг становится все более серьезной проблемой.

Перезагрузка устойчивости: как и почему меняется мировая ESG-повестка

В условиях новой политики США некоторые крупные международные инвесторы, такие как BlackRock, начинают пересматривать масштабы своих ESG-вложений, говорит старший исполнительный директор консалтинговой компании «Горизонт КФ» Ярослав Грязнов: «Внутри самих Штатов усиливаются анти-ESG настроения, что подтверждает рост числа соответствующих акционерных предложений и усиление скептицизма среди инвесторов».

Помимо отказа от прежних климатических обязательств, США активно стимулируют перенос европейских производств на свою территорию за счет высоких импортных тарифов, налоговых послаблений для бизнеса и менее строгого регулирования в сфере ESG, что ставит под сомнение конкурентоспособность европейской экономики и ее способность придерживаться высоких ESG-стандартов, отмечает Ярослав Грязнов. «Давление со стороны Вашингтона вынуждает Еврокомиссию смягчать требования к ESG-отчетности, чтобы сохранить инвестиционную привлекательность региона», — добавляет эксперт.

При этом, по данным Глобального углеродного бюджета — 2024, в списке главных загрязнителей атмосферы Штаты занимают второе место после Китая, генерируя примерно 14% выбросов СО2 от общемирового объема.

Согласно данным отчета «Состояние глобального климата в 2024 году» Всемирной метеорологической организации, прошлый год стал самым теплым за 175 лет наблюдений и первым календарным годом, когда температура была более чем на 1,5 °C выше, чем в доиндустриальную эпоху, а средняя глобальная приповерхностная температура — на 1,55 ± 0,13 °C выше среднего показателя за 1850–1900 годы.

«История климата разворачивается на наших глазах. Мы наблюдали не один или два рекордных года, а целое десятилетие. Оно сопровождалось разрушительной и экстремальной погодой, повышением уровня моря и таянием льдов, чему способствовали рекордные уровни концентрации парниковых газов в результате деятельности человека», — прокомментировала результаты отчета генеральный секретарь ВМО Селеста Сауло.

БРИКС подхватывает знамя

Мир все более четко разделяется по вопросу ESG-повестки, отмечают эксперты. «Одни регионы и отрасли демонстрируют нарастающий скептицизм, в то время как другие продолжают активно инвестировать в устойчивые практики, исходя из экономической целесообразности и политических приоритетов», — говорит Ярослав Грязнов. В частности, интерес к ESG-практикам, по его словам, наблюдается в ряде крупных развивающихся экономик, включая Китай, Индию и Бразилию.

Перезагрузка устойчивости: как и почему меняется мировая ESG-повестка

Компании продолжают инвестировать в программы устойчивого развития, поскольку это приносит долгосрочные выгоды как для бизнеса, так и для общества, говорит старший вице-президент по ESG Сбербанка Татьяна Липская. Во многих странах, по ее словам, такие инициативы становятся фундаментом для формирования новых секторов и стимулом экономического роста.

«Например, Китай сегодня является мировым лидером трех новых отраслей — солнечной энергетики, электромобилей и аккумуляторов, на них приходится до 10% ВВП страны. Эти сектора росли в три раза быстрее, чем экономика Китая в целом, на их долю пришлось 26% всего роста ВВП в 2024 году», — отмечает Липская.

Правительства многих стран продолжают вводить новые законы и стандарты, направленные на улучшение экологической ситуации и социальную ответственность бизнеса, продолжает Николай Кривозерцев: «К примеру, биржи Гонконга и Абу-Даби предъявляют даже более высокие по сравнению с европейскими требования к ESG-отчетности».

В Индии, по данным Strategy Partners, обязательства по корпоративной социальной ответственности (КСО) закреплены на законодательном уровне, на реализацию профильных программ компании обязаны тратить минимум 2% чистой прибыли ежегодно.

Возможности для роста

Выход США из Парижского соглашения по климату не приведет к ослаблению глобальной зеленой повестки, а, напротив, откроет новые возможности для усиления роли других ключевых игроков, включая Россию и Китай, считает Николай Кривозерцев.

Россия, КНР и Индия уже являются наиболее развитыми странами с точки зрения применяемых ESG-практик в рамках БРИКС и существенно опережают среднемировые показатели прогресса в достижении целей устойчивого развития, разработанных ООН, говорится в исследовании Strategy Partners.

Теме ESG российский бизнес, особенно крупный, уделяет самое пристальное внимание, следует из результатов исследования: почти 70% компаний рассматривают эти вопросы на уровне правления, в 94% компаний есть рабочие группы или отдельные департаменты, которые реализуют мероприятия устойчивого развития, во всех нефтегазовых компаниях есть отдельный комитет по устойчивому развитию при совете директоров. «В российских и китайских компаниях также наиболее развиты практики ключевых показателей эффективности (КПЭ) устойчивого развития и их привязка к системе мотивации. Еще одна особенность КПЭ в этих странах — включение в них реализации социальных программ», — отмечают аналитики Strategy Partners.

Перезагрузка устойчивости: как и почему меняется мировая ESG-повестка

Партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин считает, что некоторый скептицизм в отношении зеленой повестки может иметь конструктивные последствия, поскольку приведет к поиску новых инструментов для обеспечения актуальных целей устойчивого развития и ответов на новые вызовы, в том числе климатические.

«В частности, текущий бюрократизированный характер принятия решений в отношении климатической повестки существенно тормозит развитие углеродного рынка и других инструментов финансирования, которые сейчас необходимы для решения насущных проблем, в том числе адаптации, энергетического перехода, трансфера технологий», — поясняет Лукин. При этом площадка Рамочной конвенции по изменению климата остается единственным инструментом, в рамках которого можно достичь консенсуса и принять какие-то важные глобальные решения, способствующие решению насущных вопросов климатической повестки, отмечает он.